Давайте займемся самым важным и сложным вопросом менеджмента: когда не нужно и когда нужно вводить системы? Под системами понимается набор правил, регламентирующие способ принятия решений. Системы бывают формализованными, когда конкретная информация на входе системы перерабатывается по стандартному заданному алгоритму и формирует решение. При этом менеджеру остается лишь применить правило-алгоритм. Полная формализация дает возможность иметь явные решения без трактовки правил. Роль менеджера в данном случае, строго говоря, сводится к роли операционистки: ввел исходную информацию - ПК выдал решение. Не такие формализованные системы нуждаются в интерпретации правила применительно к конкретному случаю. Здесь уже менеджеру требуется прилагать усилия. Система является набором правил, регламентирующие способ принятия решений. Процедуры - Другая разновидность систем. При этом отсутствует правило, по которому выполняется обработка исходной информации, однако регламентируется последовательность рассмотрения вопроса разнообразными менеджерами и специалистами. При отсутствии системы решение принимает определенный человек применительно к конкретному случаю. Таковые решения «по случаю » называют ручным управлением, или решениями ad hoc. Так, к примеру, если есть грейд и должность, нужно принять человека на данную должность. Его зарплата определяется на основании вилки грейда. Это формализованная система. А вот определить значение внутри вилки грейда нужно применительно к конкретному случаю, то есть ad hoc. Мы можем, если очень захотеть, и данный выбор регламентировать. Выстроить систему, которая позволяет формальным образом выбирать ступеньку оклада в середине вилки грейда. Тогда мы расширяя поле действия системы, сужаем круг решений ad hoc. Как много требуется регламентировать? эту задачу является для менеджмента фундаментальным. Имеется элементарный ответ. В маленькой фирмы значительную часть решений мы можем принимать ad hoc. Значительно больше нужно регламентировать по максимуму. Когда решения принимают тысячи людей, нужно просто упорядочить их деятельность через посредство регламента. А там, где решения принимаются 1-2 людьми по единичным случаям, бессмысленно городить системы. Притягательный в собственной простоте, данный ответ, к несчастью, не особенно полезен. Возьмем крупную фирму. Есть области, в коих решения очевидно нужно регламентировать: штатное расписание, количество затратных статей в бюджете. Настолько же ясно, что, к примеру, выбор вида лампочек регламентировать не нужно пусть закупщик в границах отведенного бюджета самостоятельно выбирает подходящие лампочки. Однако таких очевидных случаев не больше двадцати процентов. А вот прочие 80 % решений вообще регламентации поддаются, хотя можно отдать на откуп менеджменту.