Если главным приемом управления оппортунистов - это чистый лист бумаги, то каждая новая система-регламент становится фигурой. Данный психологический факт изменяет понимание роли системы. Клиенты зачастую обсуждают системы, которые позволяют контролировать сотрудников. Вот примеры таковых систем: Я намеренно выбрал довольно оригинальные системы. К ним имеется возможность добавить и более традиционные, наподобие ассессмент-центров и performance appraisal. К тому же у всех указанных систем одна глобальная ф-ия - контроль сотрудников. Появляется интересная задача: какую внедрять? Ясно, что все внедрять нельзя. Тем паче, в один момент времени мы можем вводить не больше одной системы. Все указанные системы мы можем разделить на группы по трем пар-рам: • с позиции содержания система может выполнять контроль по процессу, контроль по навыкам или контроль по результату. • относительно степени формализации системы мы можем разделить на формализованные слабо, средне, сильно. • Наконец, системы бывают разными относительно меры коллегиальности. В одних контроль выполняется одним руководителем, в иных - группой людей. Составим матрицу, выбрав в роли измерений коллегиальность и формализацию, а содержательный характер обозначив буквами: • П - процедура занимается обеспечением контроля по Процессу. • Р - процедура занимается обеспечением контроля по Результату. • Н - процедура занимается обеспечением контроля по Навыку. Видно, что квадрат «индивидуальные слабо формализованные» не заполнен. Это не случайно. Формула может заменяться коллегиальностью - групповым мнением. При этом индивидуальные неформализованные системы - системы субъективной оценки со стороны руководителя - лишены смысла. Кадровые комитеты и Социометрический рейтинг могут одновременно касаться систем контроля по навыкам, по результатам, по процессам - ведь кадровый комитет обсуждает человека комплексно: результаты, профессионализм, дисциплина и в социометрии могут параллельно фигурировать указанные шкалы.