Изложенные выше соображения не нужно анализировать как то, что можно назвать правильной децентрализацию. С моей точки зрения, для разных видов бизнеса во взаимоотношении с указанными правилами организационного проектирования может очутиться подходящим, как децентрализованный, так и централизованный подход. Тем паче, в реальности можно наблюдать своеобразные «колебания маятника ». Вначале фирмы централизуют структуру, строя ее по процессам. Этим они обеспечивают все преимущества централизации - экономию на масштабе и стандартизацию процессов, лучший контроль. Со временем оказывается, что все разъедает бюрократия, функции координируются плохо, специфика регионов и продуктов учитывается недостаточно, - и начинаются реформы, ведущие к децентрализации. Один «взмах» маятника может занимать от десяти до двух лет. И настолько же длинным будет и откат в обратную сторону. В данном случае направление движения маятника находится в зависимости от реальных проблем компаний только отчасти. Сильно оно отражает убеждения собственника и первого лица. Диктатор, склонный к сверхконтролю, непременно все централизовать. Аналогичное делает и истинный стратег. Оппортунист же даст возможность действовать центробежным силам, а также отдаст много полномочий вниз. Отличный оппортунист наладит контроль по итогу и методологическую поддержку в границах функциональной вертикали. Плохой оппортунист - развалит и раздробит организацию. Но аналогичным образом хороший стратег сумеет отладить взаимосвязь централизованных служб. Плохой стратег создаст компанию, где централизация станет причиной паралича.